Никешин Сергей Николаевич

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!

 

Вопрос о «хрущевках»

Вопрос:
Уважаемый Сергей Николаевич!
Сейчас очень активно в средствах массовой информации обсуждается вопрос о сносе домов первых массовых серий, так называемых "хрущевках" и предоставлении жильцам новых квартир. 
Возможно, вопрос и назрел, хотя "хрущевки", расположенные на территории 14 административного округа имеют вполне удовлетворительное состояние, и их никак нельзя отнести ни к категории ветхого, ни аварийного жилья (во многом благодаря Вам), но пути его решения не вызывают у жильцов данных домов ничего кроме недоумения (и это в лучшем случае, по крайней мере в части, касающейся владельцев приватизированных квартир. 
Согласно предварительным планам обмен приватизированного жилья в Санкт-Петербурге планируется производить из расчета "метр на метр", при этом совершенно не учитывается: 
-Подразделение площади квартиры на жилую и общую. Например, в моем конкретном случае имея 3-коматную квартиру общей площадью 43 кв. м, жилая - 30 кв.м., наша семья получит 1-ком. квартиру с той же общей площадью, но жилая составит 17-19 кв.м. И как  семья из 3-4 человек будет в ней жить? То есть ухудшение жилищных условий налицо. Нельзя забывать, что люди не живут в коридорах. 
-Не понятен тот факт, что люди (граждане РФ) прожившие в домах около 40 лет должны ухудшать свои жилищные условия (в отдельных случаях - катастрофично) в угоду инвесторам, которым приглянулась земля, на которой люди прожили почти полвека.
К сожалению, произвести доплату и приобрести квартиру, в которой можно вести человеческое существование, подавляющее количество жильцов не в состоянии, по крайней мере, - по ныне существующим расценкам.
Понимая вышеизложенное и реально заботясь о своих гражданах (избирателях) и зная, что обмен по принципу "метр на метр" неизбежно приведет к непредсказуемым последствиям,  руководители таких городов как Москва и Киев приняли единственно верное решение - осуществили обмен из расчета "комнату на комнату", пускай и небольшого метража.
Зная Вас, как одного из немногих депутатов "с человеческим лицом", который не на словах, а на деле беспокоится о чаяниях простых граждан, я возьму смелость просить от лица жителей пресловутых "хрущевок" не отдавать нас на съедение строительных компаний и сентябре месяце и отстоять интересы своих избирателей.
   
С Уважением Ткач А. Ю.

Ответ:
Полностью соглашаясь с Вашей логикой, хочу заметить следующее.
К сожалению, в Законодательное Собрание не представлены не только конкретные адреса кварталов, застроенных домами первых массовых серий (т.н.«хрущевок»), но даже концепция их реконструкции (целевая программа). Также не отработана и правовая схема такого расселения.
Общая идея была высказана Губернатором в своем ежегодном послании и неоднократно комментировалась в прессе, но реального нормативно-правового акта, описывающего процедуры пока не существует.
Вместе с тем опыт Москвы по реновации кварталов и действующее жилищное и гражданское законодательство говорит о следующем.
Предоставление нового жилья взамен изымаемого под реконструкцию для нанимателей происходит в соответствии с действующим законодательством (Жилищным кодексом, законами Санкт-Петербурга) и предполагает его предоставление по т.н. «социальной норме» (в СПб 18 кв.м. на человека). Если у них было больше, то, безусловно, они теряют.
Но на то они и наниматели. Меньше социалки им не положено, но и больше никто не даст. И район нового заселения и этаж и прочее они выбирать не вправе.
Другое дело собственники. Их права защищает и Жилищный и Гражданский кодекс.
Поэтому тут действует общая норма:
Расселение жилых домов привлечением юридических лиц - участников Программы осуществляется с согласия всех собственников на основании соглашения об участии в расселении и иных сделок, заключаемых в целях реализации указанного соглашения в соответствии с действующим законодательством.
Под соглашением об участии в расселении для целей Программы понимается договор, в соответствии с которым юридические лица - участники Программы в установленный договором срок за свой счет приобретают (строят) и передают в государственную собственность Санкт-Петербурга благоустроенные жилые помещения (жилые дома, квартиры) для предоставления гражданам - участникам Программы, являющимся нанимателями (членами семьи нанимателей) жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга подлежащей расселению в соответствии с Программой (далее - государственные жилые помещения), и (или) решают имущественно-правовые вопросы с гражданами - участниками Программы, являющимися собственниками жилых помещений (комнат) в квартире, подлежащей расселению в соответствии с Программой.
То есть инвестор должен персонально договорится со всеми собственниками, чего бы они хотели получить при расселении - жилые метры или деньги и сколько. 
Никто не вправе диктовать Вам как собственнику свои условия. Если же договор не достигнут, то город (не инвестор) вправе обратится в суд с требованием вашего принудительного расселения НО!, только если ваше жилье (дом) будет официально признан ветхим и аварийным и то по разумной рыночной стоимости и не менее ранее занимаемой площади. И вы можете все это опротестовывать, приглашать экспертов и адвокатов и воевать за свои права.
Вот почему комплексная реконструкция - прежде всего длительная и сложная правовая проблема. Весь питерский опыт показывает, что реконструируют дом за 1-2 года, а расселяют иногда десятками лет. Именно из-за претензий и прав собственников.
Но еще раз хочу сказать - пока ни самой Программы, ни конкретных адресов, ни правовых механизмов, которые предлагает Правительство города, мы не знаем.

Ваш депутат С. Н. Никешин

Поделиться этой информацией со своими друзьями и подписчиками в социальных сетях: